Коллективы и студии

Вы здесь: Home Новости 270 лет первой школе города Барнаула

Сегодня исполняется 270 лет, как в Барнауле была открыта первая казенная школа, школа при Барнаульском медеплавильном заводе

Об этом событии в дошедших до нашего времени документах говорится: 18 января 1753 года Канцелярия Колывано-Воскресенского горного начальства определила… «для обучения мастеровых людей детей по-российски читать же и писать учредить здесь школу». В соответствии с указанной целью школа называлась «словесной». Под нее был приспособлен небольшой одноэтажный деревянный дом, который стоял на левом берегу реки Барнаулки, в районе нынешнего Центрального рынка.

Сохранившиеся в архивах документы позволяют судить о содержании и направленности учебного процесса в первой казенной барнаульской начальной школе. В первом учебном году здесь занимались 20 мальчиков в возрасте от 5 до 14 лет. Это были дети мастеровых и подьячих. Учебный год длился все 12 месяцев, подразделяясь на трети, по 4 месяца каждая. Занятия начинались в 8 утра и продолжались зимой до трех, а весной и осенью – до 4 часов дня с часовым перерывом на обед. Только для детей менее семи лет продолжительность учебных занятий несколько сокращалась.

Срок обучения в школе жестко не устанавливался; для одних он составлял 6-7, а для других иногда 9-10 лет, в зависимости от способностей и темпов усвоения знаний учащимися. Объем общеобразовательных знаний, усваиваемых детьми, особенно в первые годы работы школы, был небольшой. Предпочтительное место в учебных программах отводилось заучиванию молитв и чтению церковных книг: Часослова, Катехизиса, Псалтыря. Основными методами, применяемыми на занятиях, являлись диктовка и вос­производство заученного учащимися. Завершался курс обучения грамоте выработкой навыков письма. Сначала дети писали буквы и слова на песке, для чего ими использовались специальные небольшие ящички, заполненные просеянным песком, и заостренные деревянные палочки. В отчете учителя значилось: «Пишут по песку». Затем школьники медленно и аккуратно копировали текст прописей.

Учителя, а ими были дьяки, священники, копиисты (писцы, переписчики текстов в канцеляриях), как правило, не имели специальной подготовки. Первым учителем Барнаульской школы стал присланный из Томска дьячок Петр Хавов. В 1758 – 1760 гг. детей обучал священник С.А. Шелковников.

Практические нужды производства предъявляли свои требования к словесной школе. С 1761 г. ее учебным планом предусматривалось обучение арифметике, геометрии, тригонометрии. Канцелярия округа предписала также обучать детей «знаменованию», то есть черчению. Учебное заведение приобрело новое название – «Барнаульского завода школа». С той поры словесными, арифметическими и геометрическими стали называться классы - своеобразные ступени школы; в каждом из них дети обучались не один год. Занятия с учащимися организовывались индивидуально. Получивший от учителя задание, «урок», после выполнения работы лично отчитывался перед педагогом.

На последней ступени обучения учащиеся изучали основы горного дела; усваивали знания о рудах, по механике, архитектуре, получая тем самым довольно широкую потому времени общетехническую подготовку, овладевая различными ремеслами – камнерезным, токарным, столярным, паяльным делом и др. Обучение ремеслам велось на заводе под руководством опытных мастеров. Непосредственно горнозаводскому делу обучали всех учащихся. Ежегодно ученики, достигшие девяти лет, с апреля по октябрь направлялись на рудники («к разбору руд»), что способствовало приобретению ими практических умений, но в то же время вредило их здоровью. Часть учеников проходила дополнительное ученичество на предприятиях; прошедшим курс такого ученичества присваивались горные служебные чины.

Так возникла Барнаульская комбинированная — словесная, арифметическая и геометрическая школа с горнозаводской специализацией.

 
Яндекс.Метрика