Плотников Павел Артемьевич
Дважды Герой Советского Союза
Плотников Павел Артемьевич - заместитель командира эскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (1-я гвардейская бомбардировочная авиадивизия, 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант; командир эскадрильи 81-го гвардейского бомбардировочного авиаполка (1-я гвардейская бомбардировочная авиадивизия, 6-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.
Родился 4 марта 1920 года в селе Гоньба Барнаульского уезда Томской губернии (ныне в черте города Барнаул Алтайского края) в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года. По окончании 27-й школы города Барнаула работал электрослесарем на вагоноремонтном заводе и одновременно занимался в аэроклубе.
В Красной Армии с 1938 года. В 1940 году окончил Новосибирскую военную авиационную школу пилотов.
В боях Великой Отечественной войны с октября 1941 года. Был лётчиком, затем командиром звена и эскадрильи. Участвовал в боях на Южном, Закавказском, Воронежском, Степном, 1-м и 2-м Украинских фронтах. Член ВКП(б)/КПСС с 1944 года.
Заместитель командира эскадрильи 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка (1-я гвардейская бомбардировочная авиадивизия, 2-й гвардейский бомбардировочный авиационный корпус, 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт) гвардии старший лейтенант Плотников П.А. к маю 1944 года совершил 225 боевых вылетов, сбил 3 самолёта противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" гвардии старшему лейтенанту Плотникову Павлу Артемьевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года.
Командир эскадрильи 81-го гвардейского бомбардировочного авиаполка (1-я гвардейская бомбардировочная авиадивизия, 6-й гвардейский бомбардировочный авиакорпус, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт) гвардии капитан Плотников П.А. к марту 1945 года совершил ещё 80 боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года за новые боевые подвиги и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитан Плотников Павел Артемьевич награждён второй медалью "Золотая Звезда".
Всего за годы войны совершил 343 боевых вылета. Сбил 3 самолета противника, потопил 6 военных транспортов, уничтожил 7 вражеских эшелонов, 3 железнодорожных моста, свыше 250 автомашин, большое количество орудий, танков, много другой боевой техники противника.
После Победы продолжил службу в Советской Армии. В 1945 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу, продолжал командовать эскадрильей. В 1951 году П.А. Плотников окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию. В 1951 года - командир бомбардировочного авиационного полка. С 1952 года - старший инспектор-лётчик Управления боевой подготовки ВВС. С 1955 года - заместитель командира, а в 1956-1958 годах - командир бомбардировочной авиационной дивизии, затем на учёбе.
В 1960 году окончил Военную академию Генерального штаба Вооружённых Сил СССР. С 1960 года - ответственный дежурный по управлению полётами командного пункта ВВС. С 1965 года - вновь командир авиационной дивизии. С 1968 года - заместитель начальника штаба 37-й и 36-й воздушных армий. В 1975 году уволен в запас.
Жил в городе-герое Москве. Работал в Министерстве газовой промышленности СССР, в НИИ автомобильного транспорта. Умер 14 декабря 2000 года. Похоронен близ посёлка Воскресенское Ленинского района Московской области на Ивановском кладбище (участок 2).
Генерал-майор авиации (1966), заслуженный военный лётчик СССР (1966). Награждён орденом Ленина (1944), 3 орденами Красного Знамени (1942, 1943, 1955), орденом Александра Невского (1945), 2 орденами Отечественной войны 1-й степени (1943, 1985), орденом Красной Звезды (1956), медалями.
Бронзовый бюст Героя установлен в 1953 году в городе Барнауле на площади Свободы.
Шёл ноябрь 1943 года. Над прифронтовым аэродромом, почти касаясь верхушек деревьев, проносились облака. Разведка доложила, что фашистское командование интенсивно перебрасывает резервы через железнодорожный узел Смела. Надо было нанести удар по узлу с воздуха. На решение этой задачи командир полка послал два лучших экипажа бомбардировщиков - П.А. Плотникова и И.Д. Пашкова.
Первым поднялся в воздух Пашков, за ним, спустя 15 минут,-Плотников. Некоторое время Павел Плотников летел в облаках. Но вот на передних кромках крыльев летчик увидел едва заметный белый налет. "Обледенение",-с досадой подумал Плотников. Это грозило тем, что вес самолета может увеличиться и моторы не удержат его в воздухе. Машину начало встряхивать. Под тяжестью льда она могла рухнуть на землю. Чтобы этого не случилось, нужно выйти из облаков. Плотников принял решение пробить их. Он плавно отдал штурвал от себя, и самолет начал снижаться. Стрелка высотомера показывала 200... 150... 100... 75 метров, а земли еще не видно. Так можно наскочить на высокие деревья или дома! Хотелось взять штурвал на себя, но усилием воли летчик заставлял себя продолжать снижение. Облачность кончилась на высоте 50 метров. Члены экипажа с облегчением вздохнули, увидев землю, припорошенную только что выпавшим снегом. Глаза от непривычки слепило. Штурман с трудом опознал местность.
Плотников повел самолет под нижней кромкой облаков. Внизу все чаще и чаще появлялись темнеющие на белом фоне воронки от разрывов снарядов, извилистые линии окопов.
-Скоро линия фронта, - доложил штурман.
Плотников увеличил скорость до максимальной и на малой высоте проскочил опасную зону. Впереди сверкнула извилистая лента Днепра. Высота нижней кромки облачности стала подниматься. Когда самолет подходил к станции Смела, Плотников увидел самолет Пашкова, а сзади него два вражеских истребителя. Они уже заходили в атаку, стараясь взять советский самолет в клещи и сбить его.
Сначала Плотников хотел отвлечь истребителей на себя. Но в это время самолет Пашкова, энергично маневрируя, ушел из-под атаки в облачность. Фашистские истребители остались внизу, подкарауливая его. Схватка с ними могла сорвать выполнение боевого задания. Ведь для сбрасывания бомб по железнодорожной станции бомбардировщикам нужно было выходить из облаков.
Плотников изменил решение. Самолет его скрылся в облаках и полетел в сторону вражеских истребителей. Чтобы не потерять их, летчик на мгновение выскакивал вниз и снова скрывался.
Истребители были уже совсем близко-всего несколько десятков метров. Советский летчик зашел на них сзади и с короткой дистанции открыл огонь. Очередь, другая, третья... После четвертой очереди один фашистский самолет загорелся и рухнул на землю. Бомбардировщик сбил истребителя-редкий случай!
Пока Плотников фотографировал обломки сбитого самолета, второй фашистский истребитель пытался атаковать его. Но советский бомбардировщик снова ушел в облачность. Пока шел этот необычный бой, Пашков вышел на станцию Смела с севера и сбросил бомбы.
Самолет Плотникова взял курс на запад. Советский летчик решил зайти на цель с тыла, чтобы отвлечь истребителей противника от района цели и беспрепятственно нанести точный удар. Его расчет оправдался. Вражеские зенитные пушки и пулеметы открыли огонь по бомбардировщику Плотникова только тогда, когда бомбы уже взорвались и самолет уходил от цели.
Задание командования выполнено. Оба советских экипажа благополучно вернулись на свой аэродром. Командир полка похвалил их за боевое мастерство, взаимную выручку в бою.
Павел Плотников прибыл на фронт в октябре 1941 года. Не сразу он стал воздушным снайпером. Первые вылеты не все были эффективны.
Группе советских бомбардировщиков, в том числе экипажу Плотникова, было дано задание нанести удар по наступавшим немецко-фашистским войскам. Когда советские самолеты приближались к линии фронта, они увидели впереди огненные шапки разрывов зенитной артиллерии. А через некоторое время к самолетам потянулись сверкающие пулеметные трассы.
Павел Плотников старался выдержать заданный боевой курс, чтобы точно выйти на цель. Но его взгляд невольно задерживался на вспыхивавших разрывах зенитных снарядов, пулеметных трассах, мелькавших то справа, то слева.
"Вот оно, первое испытание",-подумал молодой летчик. К счастью, в воздухе не было фашистских истребителей.
-Бомбы сбросил!-с облегчением услышал Плотников голос штурмана. Летчик даже не смог посмотреть, куда упали бомбы. Штурман доложил-в районе расположения вражеских войск.
Не без труда экипаж довел самолет на свой аэродром: сказывалось нервное напряжение. Вышли из самолета усталые.
Летчики с удовольствием улеглись под крылом самолета. Хотелось, как говорится, прийти в себя, осмыслить первый боевой вылет, в котором экипаж встретил интенсивное противодействие противника, проанализировать свои действия. Но вскоре послышалась команда:
-Готовиться к вылету.
И так каждый день. Иногда совершали по 4-5 боевых вылетов. Времени оставалось только на сон. Вражеская авиация имела численное преимущество. Компенсировать это нашим летчикам приходилось увеличением количества вылетов в день. Ну, а доучивались, приобретали необходимые навыки непосредственно в боях. Да, это было трудное время. Не один советский самолет был подбит вражескими зенитными пушками или пулеметами. Гибли наши летчики и от атак фашистских истребителей.
Павлу Плотникову особенно запомнился один из воздушных боев в ноябре 1941 года. Тогда экипаж выполнял задачу по разведке противника. Самолет уже лег на обратный курс, когда стрелок-радист Михеев сообщил, что атакуют два вражеских истребителя. Они внезапно свалились на бомбардировщик со стороны солнца. Плотников резко развернул свой самолет, чтобы уйти из-под атаки.
Вражеские истребители проскочили недалеко от советского бомбардировщика. Плотников энергично отжал штурвал от себя. И пока фашистские самолеты разворачивались, бомбардировщик стремительно несся к земле. Но скорость у него была гораздо меньше, чем у истребителей, и они быстро приближались к советскому самолету, когда тот шел на бреющем. Однако у земли, на фоне местных предметов, бомбардировщик был виден хуже, чем на большой высоте, он сливался с местностью, и это затрудняло прицеливание фашистским летчикам.
Но вот впереди Плотников увидел желтое поле скошенной пшеницы. На ее фоне советский бомбардировщик виден как на ладони. И отвернуть некуда.
Лихорадочно работала мысль. Как быть? Еще секунда, другая, третья... и все будет кончено.
Вражеские истребители попытались использовать этот момент для атаки и стремительно понеслись в пике. В любую секунду ливень огня мог обрушиться на советский бомбардировщик.
Решение пришло мгновенно. Плотников резко взял на себя сектора газа моторов и энергично потянул штурвал. Бомбардировщик взмыл вверх, скорость его полета сразу упала. Вражеские летчики не ожидали такого, проскочили вперед, их атака сорвалась. Более того, при выходе из пикирования один вражеский истребитель сам попал под огонь нашего бомбардировщика. Штурман экипажа Запорожко немедленно воспользовался этим и длинной очередью прошил фашистский самолет. Свалившись на крыло, он рухнул на землю. Второй истребитель, круто набирая высоту, развернулся и взял курс на запад. Вслед ему Михеев послал длинную пулеметную очередь.
Плотников выровнял свой самолет, прибавил обороты моторов и взял курс на свой аэродром. Взглянув вниз, он увидел дымящиеся обломки сбитого вражеского самолета.
... В апреле 1942 года нужно было разбомбить большой транспорт противника в Таганрогском порту. На это задание был послан экипаж Плотникова. Преодолевая сильный огонь зенитной артиллерии, отважный экипаж пробился к цели. На малой высоте заходить было опасно, так как вокруг порта фашисты густо расставили зенитные орудия и пулеметы. А с большой высоты судно казалось едва заметной точкой. Только большой мастер смог направить сюда бомбы. И Плотников сделал это. Атаковав цель, он прямым попаданием взорвал транспорт.
В августе того же года он получил задание разбомбить переправу в районе города Армавира. И это задание Павел Артемьевич выполнил с честью.
В сентябре 1943 года группа пикирующих бомбардировщиков под командованием Плотникова нанесла бомбовый удар по железнодорожному мосту через Днепр, по которому немецко-фашистское командование перебрасывало резервы на фронт. Мост прикрывался сильным зенитным огнем. Но это не смогло остановить советских летчиков. Мост был надолго выведен из строя. Вскоре такая же участь постигла и другой мост через реку Днепр в районе Кременчуга.
В октябре 1943 года из сообщения Совинформбюро вся страна узнала о смелом героическом подвиге советских летчиков. Двенадцать пикирующих бомбардировщиков под командованием Героя Советского Союза Полбина возвращались с боевого задания после бомбардировки железнодорожного узла противника и встретили большую группу фашистских самолетов, летевших под прикрытием истребителей бомбить наши сухопутные войска.
Бомбардировщики, как известно, не предназначены для атаки самолетов, в воздухе, тем более истребителей. Но советские летчики не могли допустить, чтобы фашисты безнаказанно бомбили наши войска. Они смело врезались в гущу самолетов противника, поливая их огнем. Было сбито семь самолетов врага. Одного из них уничтожил Павел Плотников.
...Однажды в часть пришел приказ командующего фронтом: уничтожить переправы через реку Днестр в районе города Дубоссары.
Когда приказ стал известен летчикам, они, как обычно, взялись за карты, чтобы изучить район предстоящих действий. Восточнее и западнее Днестра, параллельно ему шли железнодорожные линии. Их соединяли шоссейные дороги и переправы через реку. Следовательно, переправы были теми уязвимыми звеньями, нарушив которые можно было надолго прервать сообщение западного берега Днестра с восточным. Разбомбить переправы-значит задержать движение фашистских резервов.
Несколько пикирующих бомбардировщиков поднялось в воздух, направляясь в сторону Днестра. Экипажи взяли курс на переправу. Небо было спокойным, и казалось, ничто не сможет помешать им сбросить бомбы на цель. Но вот впереди вспыхнул разрыв зенитного снаряда, за ним другой, третий. Их появлялось все больше и больше. Шапки разрывов все ближе и ближе. Осколки снарядов забарабанили по обшивке самолетов. Силой взрывов их бросало из стороны в сторону. От летчиков требовались большие усилия, чтобы выдержать боевой курс. Но вот самолет, ведомый старшим лейтенантом Зиновьевым, накренившись, резко развернулся и пошел к земле. Другие два бомбардировщика продолжали лететь к цели. Однако прицеливаться было трудно, и сброшенные бомбы в переправу не попали.
Через некоторое время было послано еще звено пикирующих бомбардировщиков. Противник встретил их также сильным огнем. Один советский самолет был сбит. И этот вылет не принес успеха.
Время шло, а приказ еще не был выполнен. И вот командир полка решил послать на переправу экипаж бомбардировщика Павла Плотникова. Взлетев с аэродрома, самолет Плотникова вошел в облака и, скрывшись в них от истребителей противника, вскоре оказался недалеко от переправы. Противник встретил бомбардировщик шквалом огня. Но летчик упорно пробивался к цели. Вот и едва заметная полоска, пересекающая реку,-переправа.
-Боевой курс,-передал штурман.
Теперь уже нельзя сворачивать. Надо точно идти по линии заданного пути, несмотря на огонь. Переправа все ближе и ближе. Справа и слева рвались зенитные снаряды, но летчик твердой рукой ввел самолет в пикирование.
Стремительно пикирует самолет. Летчик точно направляет его на цель. На заданной высоте штурман Яшин нажимает на кнопку бомбосбрасывателя, и бомбы летят вниз.
-Бомбы легли в цель. Переправа взорвана!-с радостью доложил стрелок-радист Михеев, наблюдавший за результатами удара.
Теперь Плотников направил свой самолет на другую переправу. Здесь круто менялось течение Днестра. Самолет энергично развернулся и пошел на малой высоте над серединой реки, укрываясь от зенитного огня за высокими обрывистыми берегами. Вдали виднелась переправа. По ней тянулись автомашины, орудия, колонны солдат. Вот она все ближе и ближе. Уже видно, как заметались фашисты. Бомбардировщик выскочил на переправу и с ходу сбросил бомбу. Но она лишь подняла фонтан воды. Через несколько минут Плотников развернул самолет и снова, теперь уже под небольшим углом к переправе, зашел на нее. На этот раз удар был точен.
Приказ командования выполнен. В одном вылете экипаж Павла Плотникова взорвал две переправы. Путь немецко-фашистским резервам прегражден.
Личное мастерство, добытое в горячих боях, Павел Плотников передавал молодым летчикам. В октябре 1944 года его назначили командиром эскадрильи гвардейского полка.
В январе 1945 года эскадрилья под командованием Плотникова получила задание нанести удар по скоплению эшелонов на железнодорожной станции Опочно. Отважный командир точно вел своих питомцев на цель. Но вот фашистские зенитные орудия открыли огонь. Разрывы снарядов будто закрыли все небо. Молодым летчикам казалось, что пробиться к станции уже нельзя. Но они видели впереди самолет командира, который, искусно маневрируя, вел их вперед. И прошли. Один за другим бомбардировщики пикировали на вражеские эшелоны, стоявшие на путях станции. В конце их были видны дымящиеся паровозы.
Взрывы фугасных бомб потрясли воздух. Как показали фотоснимки, удар оказался снайперским. Были уничтожены десятки вагонов с автомашинами, боевой техникой, гитлеровцами. Железнодорожная станция надолго вышла из строя.
Эскадрилья гвардейцев Павла Плотникова громила врага и на территории Германии. Особенно отличилась она в бомбежке аэродрома Ламсдорф. Здесь гвардейцы за один вылет уничтожили 21 самолет противника и взорвали бензосклад.
Ф. Важин
Chaussures Homme J.M. Weston