Родилась в семье служащих в 1945 году. Мама, Александра Никифоровна, работала в районном отделе образования бухгалтером, отец - инженер. В семье было трое детей. Все получили высшее образование.

В 17 лет получила специальность учителя начальных классов с преподаванием немецкого языка. Это было в 1962 году. В то время только начиналось обучение детей в немецких селах родному языку.

Немецкое отделение было открыто в Славгородском педагогическом училище. Тамара Алексеевна всегда с теплотой вспоминала учителя и руководителя Андрея Абрамовича Фризена. Не жалея своего собственного времени, возился со студентами, придумывая и вовлекая их в разные конкурсы, концерты на немецком языке. Она выросла среди русских немцев, поэтому язык давался легко.

Новосибирское ОБЛОНО направило работать Тамару Алексеевну в Варламсовскую восьмилетнюю школу, а точнее, в ее филиал - малокомплектную школу немецкого поселка Краснознаменка или, как все ее там называли, Ротэ фанэ.

Деревенька расположена в живописном месте. Школа маленькая, деревянная. В ней работала еще одна девушка.

И вот две молоденькие девчонки, представители интеллигенции, были замечены колхозниками. Тамару Алексеевну сразу избрали секретарем комсомольской организации, одним словом, жизнь закипела - школа, ферма, клуб.

Работать нравилось, колхозники помогали, чем могли, заботились о девушках, дали совсем бесплатно картошки, сала, овощей на зиму.

Быть в школе хотелось и во вторую половину дня. Девушки добровольно организовали группу продленного дня. Никто их не принуждал, не заставлял, конечно, никто за труд не платил, а им просто нравилось быть учительницами.

На первый концерт, где дети пели на немецком языке и читали стихи, собралась вся деревня. Благодарность светилась в глазах родителей наших учеников.

Восемь лет Тамара Алексеевна занималась преподаванием немецкого языка, а после окончания (заочно) Новосибирского педагогического института переехала в 1970 году в г. Барнаул и начала работать учителем русского языка в школе № 40 г. Барнаула.

В школе встретила прекрасного, умного и доброго наставника, завуча Овсиевскую Руфину Серафимовну. Руфина Серафимовна часто говорила: «Тома, пойдем со мной на уроки». Требовательная, принципиальная, она так умела дать и разобрать урок, что его помнишь не один день. Она старалась передать молодым педагогам все свои знания, хотела, чтобы они скорее адаптировались в непростой учительской среде.

После рождения сына пришлось уйти из школы № 40.

Тамару Алексеевну перевели на работу в восьмилетнюю школу-интернат № 2, где проработала 17 лет: сначала воспитателем, через полгода назначили учителем, а через три года заместителем директора по учебной работе.

Трудно, но интересно было работать с директором Креслиным Иннокентием Николаевичем. Он, как и Руфина Серафимовна, был одержим работой. Это настоящий учитель учителей, это сама честность и справедливость.

Школа-интернат с детским домом - это целый комплекс. 560 воспитанников, а в последние годы это были дети из неблагополучных семей. Они круглосуточно находились в интернате.

Педагогический коллектив интерната № 2 был сильным. Создан интернат в начале 60-х годов. Направляли на работу только опытных, уверенных в себе людей с прочными знаниями - учителей-психологов. Педагогический коллектив стремился превратить школу в источник радости, добра, красоты. В школе-интернате было много хороших традиций. Даже была своя песня (автор И. Н. Креслин, музыка учителя пения Л. А. Кравцова).

Пионерская дружина - это экипаж корчагинцев. Большая честь быть членом экипажа корчагинцев.

Много работали над самоуправлением - каждый имел право самостоятельно решать вопросы. Тамара Алексеевна как завуч руководила работой учебной комиссии самоуправления.

Опыт показал, что индивидуальный подход с учетом особенностей каждого ребенка позволяет обучать большинство детей.

Учителя учили детей, сами учились. Идеи Лысенковой, Бабанского, Озерова, Амонашвили и других практиковали в преподавании. Создали хороший методический кабинет. Он занимал второе место в Октябрьском районе.

Воспитанники школы-интерната были в основном из трудных семей, поэтому помощи со стороны родителей ждать было нельзя.

Многие из выпускников закончили вузы, стали врачами, учителями, но при встречах всегда с теплотой вспоминают о школе-интернате как о родном доме.

Коллектив интерната считал, что нет «хорошего» и «плохого» чтения, всякое чтение достойно, из всякого чтения можно извлечь ценное. Часы тихого чтения создавали эмоциональную атмосферу.

Подлинным бичом школьного коллектива были сквернословие и бродяжничество. Это несли воспитанники в школу-интернат из семей.

Если для взрослых нецензурные, бранные слова - это просто оскорбительные, грубые слова, то подростки часто вкладывают в них иное содержание. Приходилось бороться и с этим. В школе был клуб ЮДМ - юный друг милиции. Были случаи побегов. Дети убегали от родителей, опекунов, из школы. Уйдя из дома, они жили в подвалах, на чердаках, в тепловых трассах, занимались воровством, попрошайничеством. Приходилось совместно с инспектором ИДН разыскивать их, стараться переубеждать и вселять надежду и уверенность.

Жестокостью исправить нельзя, то есть жестокость порождает жестокость. Педагоги старались перевоспитать таких детей в школе-интернате.

На все лето вывозили детей в школьный лагерь "Корчагинец". Лагерь нужен был школе-интернату еще и потому, что в интернате жили брошенные дети и сироты. Это особые дети. Им нужны были и ласка, и любовь. Хлопотно было с ними: все уходят домой, а они остаются, готовы уйти с любой мамой, но лишь бы это была мама.

Между собой ребята называли Тамару Алексеевну мамой Тамарой, Иннокентия Николаевича - папой Кешей, а воспитателя - бабой Дуней, любимого учителя физкультуры Н. И. Задерей - Коля-Ваня. Когда детей стали развозить по семейным детским домам, то было много слез и нежелания уезжать из родного гнезда. Утром детей соберут, выдадут одежду, а к обеду - ни одного ребенка нет в школе-интернате (прятались, где только могли), к вечеру все приходили. Плакали дети, плакали и педагоги, так как с ними сроднились и не хотелось отдавать их в чужие руки.

Уже давно не существует школы-интерната № 2, а память о ней сохраняется и подкрепляется тем, что дети, а сейчас взрослые люди, находят тебя, и ты вспоминаешь счастливое прошлое, годы, которые навсегда остались в памяти.

После реорганизации школы-интерната в училище олимпийского резерва распался педагогический и ученический коллективы.

Тамара Алексеевна два года работала в Октбярьском РОНО, но когда А. Н. Слажнев, заведующий роно, предложил возглавить вспомогательную школу-интернат № 2, согласилась, так как школа - это ее жизнь, без нее Тамара Алексеевна чувствовала себя дискомфортно.

Новый коллектив, устоявшиеся традиции, авторитеты - несладко пришлось! Начала я с улучшения материально-технической базы и подбора кадров. Приходилось многому учиться, так как работа директора вспомогательной школы несколько сложнее в сравнении с обязанностями зам. директора. Помог опыт и советы И. Н. Креслина, требовательного, целеустремленного Учителя.

В работе руководствовалась главным: каждый ребенок должен получить адекватное обучение, каждое начинание следует внимательно продумать, подготовить, а потом уже внедрять в жизнь.

За творческий труд Тамара Алексеевна награждена значком «Отличник народного просвещения» и получила звание «Заслуженный учитель Российской Федерации».

Sneakers
 
Яндекс.Метрика