18.04.1931- 04.06.2012

Овсиевская Руфина Серафимовна  - учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №40 с 1957 по 2001 гг.

«Мы будем жить на земле до тех пор, пока будем любить»,- гласит мудрая истина.

Я счастлива, что смогла ее постигнуть. Когда меня спрашивают, почему стала учителем, я отвечаю: «Мне слишком много подарили любви свои и чужие люди. Отвечать нужно тем же».

Родилась я в 1931 году в деревне Ново-Алтатка Красноярского края, а детство прошло в рабочем поселке Главстан, куда переехала вся семья.

Жили очень дружно. Папа часто говорил, что его дети (пока была я одна) должны быть людьми образованными, что Руфа должна стать учителем.

Училась я с радостью, была отличницей, окончила 3 класса, как вдруг грянула война. Папа сразу же ушел на фронт, мне исполнилось 10 лет. В 1942 г. он погиб под Воронежем. Не могу сказать, что детство окончилось, но в жизнь пришли очень уж взрослые заботы и горе, как у многих миллионов людей.

Холодные, голодные, почти раздетые, мы продолжали учиться в школе. Однажды учительница стала читать нам в 6 классе произведение Ф.М. Достоевского «Подросток», где один из героев спрашивает: «Что можно еще сделать?» Другой отве­чает: «Например, превратить камни в хлебы». Помню, что у нас у всех чуть не остановилось дыхание: вот бы и нам это сделать, кругом же торы, камни, сколько было бы хлеба! Но учительница продолжала читать: «Ну, наешься ты, а что же дальше? Не хлебом единым жив человек!»

Я решила, по совету отца, избрать мужскую профессию, а такою я считала профессию учите­ля. Передо мною всегда был пример моих учите­лей и родителей, любивших детей.

На «отлично» окончила 7 классов, статистический техникум, а с 1951 года начала работать в но­вой семилетней школе № 45. Было очень трудно найти к ребятам подход. Меня выручал мой люби­мый предмет - литература. Я не сразу поняла, что искусство воспитания шире любого метода, пото­му что оно должно быть одухотворено страстью. Подсказал мне это мой учитель - преподаватель БГПИ Милий Николаевич Целебровский. (Я рабо­тала и одновременно заочно училась в пединсти­туте). Однажды во время экзамена по методике пре­подавания современного русского языка он спро­сил меня, как я проверю грамотность. Я сказала, что дам диктант и сразу все узнаю. Он же вновь спросил: «А сочинение, изложение не помогут?»

-Что Вы! Конечно, нет. Они постараются про­пустить слово, правописания которого не знают.

-А сама Вы грамотная? — продолжал Милий Николаевич.

- У меня же пятерка по современному русскому языку, — не унималась я,

Внимательно и долго смотрел на меня мой учитель, человек энциклопедических знаний, и, словно сконфузившись, произнес: «А я, знаете, каждый день смотрю словарь».

Мне стало стыдно за себя. Какой урок он мне преподнес! Сама-то я не догадалась, что учиться надо всю жизнь, чтобы иметь право учить других людей. И еще: надо очень любить тех, кого учишь, любить больше себя, поднимать их на вершину знаний, а не стараться поймать на незнании. Я поняла, что жить надо не только мечтой, а болью каждого ученика. Каждого! Надо быть не только учителем, но и человеком: равным в споре, в интеллектуальном и нравственном поиске. Стала читать ребятам книги, ставить с ними спектакли, готовить вечера. Дело начало поправляться. Мы доучили всех переростков до 8-го класса, которые пришли в школу № 45, выполняли закон о семи­летнем всеобуче, заложили фундамент школы, который оказался прочным.

Закончила педагогический институт, и меня сразу же в 26 лет назначили завучем школы. Работать с учителями оказалось намного сложнее, чем с ребятами, знать и уметь надо гораздо больше. Стала учиться. В 1957 году в районе открывалась новая средняя школа № 40. Заведующая районным отделом образования Любовь Васильевна Малюга назначила меня завучем школы № 40, в которой через 4 года учительский коллектив избрал меня заместителем директора. Доверие коллектива необходимо было оправдывать. Заместителем директора школы № 40 я работала почти 30 лет. Это были непростые годы. В народном образовании 60-70-х годов происходило много нового, много реформ.

Это переход к всеобщему среднему образованию и укрепление учебной базы профессиональной школы, создание кабинетов и переход к 11 - летнему, затем вновь к 10-летнему образованию, переход на новые программы и учебники, реформа курса математики средней школы, курсовая переподготовка всех учителей, ознакомление с опытом педагогов из регионов страны. Все реформы касались работы завуча, но добиться успехов можно было только тогда, когда коллектив учителей - твои единомышленники. К тому же школа переполнена, в ней 2400 детей, вместо 880 человек.

Я была молода, полна сил и верила в могучую созидательную силу людей, объединенных общими целями, заботами, общей радостью. Мы избрали девиз: «Все - для ребенка, все - во имя ребенка».

Теперь надо было последовательно работать с каждым учителем, чтобы поставленные коллективом задачи осознавались как свои личные. Так обеспечивались идейное и интеллектуальное единство, единство коллектива, хороший психологический климат в школе. Еще на первом педсовете мы договорились, что наша школа - это храм науки, дворец здоровья и родной дом для учителей и учащихся. Среди учителей никогда не было распрей, склок, зависти.

Прекрасно, когда люди хорошо работают. Но ведь что-то еще должно их объединять.

Конечно, это совместный досуг, который следовало организовать. У нас был большой учительский хор, несколько вокальных и танцевальных групп. В смотрах и конкурсах мы неоднократно побеждали и вместе ездили в Ленинград, Новосибирск, Омск, Ташкент, посещали театры, музеи, исторические места.

И все-таки смыслом всей моей педагогической жизни была работа над совершенствованием урока. Я даже сравнивала его с ходьбой по тонкому льду: стоять нельзя, потому что провалишься, только вперед, не медленно, но и не очень быстро. В 60-е годы учителя планировали ход уроков по единой схеме. Надо было от этого отходить.

Несколько раз коллектив школы принимал участие в педагогических экспериментах страны: работа с детьми по программе Л.В. Занкова, апробирование учебника геометрии в 6-8 классах А.В. Погорелова, работа по литературе по программе А.Г. Кутузова. Но учебники по этой программе были написаны только для 5-7 классов. Ребята хотели изучать литературу именно по данной программе. Мне пришлось самой создавать учебники.

За 3 года я написала 2 учебных пособия: для 8 и 9 классов.

Считаю и своим достижением, что в коллективе 9 человек получили почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», 4 педагога награждены орденами, 15 учителей - медалями, 13 человек получили звание «Учитель-методист».

Многие учителя неоднократно награждены грамотами Сибирского отделения АН РФ.

В 1983 году школе было присвоено звание средней общеобразовательной школы образцового обучения и воспитания - решение городского Совета народных депутатов от 3 ноября 1983 года.

Я отдала детям 50 лет жизни. Любовь, когда-то подаренная мною им, теперь возвращается ко мне: приезжают из других городов, стран, приходят те, кто живет здесь. Мы так и не расстаемся.

В течение всей моей педагогической жизни я выполняла различную общественную работу: избиралась членом горкома профсоюза работников просвещения, членом ГК КПСС, дважды избиралась депутатом Алтайского краевого Совета народных депутатов, в течение 25 лет была попечителем детского дома № 3, создала новаторскую школу по своему предмету для учителей края.

В 1986 году была избрана делегатом на Всероссийский съезд учителей.

Награждена значком «Отличник народного просвещения», двумя медалями, мне присвоены звания: «Учитель-методист», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Народный учитель СССР», «Почетный гражданин Алтайского края».

Сегодня мое дело продолжает сын, Овсиевский Александр Георгиевич, учитель математики и директор гимназии № 40. Он - заслуженный учитель Российской Федерации, кавалер ордена Почета.

Всю жизнь меня окружали хорошие люди и в школе, где я работала, и в районе, городе, крае, помогали мне расти и стать мастером. Я всем признательна, всех благодарю.

adidas samba primeknit black pink women shoes
 
Яндекс.Метрика