Период работы заведующей ГОРОНО Шабановой Н.П. с 5 марта 1953 года по июль 1973 года отличается не только длительностью, но и значимостью решаемых в то время проблем развития народного образования в г. Барнауле.
Педагогическую деятельность она начала учительницей начальных классов в с. Александрово Томской области.
Затем последовали многие годы в школах Алейского района Алтайского края.
В начале 1942 года ее назначили завучем, затем - директором средней школы № 1 г. Алейска.
По семейным обстоятельствам семья была переведена в г. Барнаул в 1951 году. В этом же году она начала работать во вновь открывшейся школе №45 учительницей русского языка, затем директором.
5 марта 1953 года сессией городского Совета депутатов трудящихся Н.П. Шабанова была утверждена заведующей городским отделом народного образования.
Город имел три района: Центральный, Железнодорожный и Октябрьский - и три районо.
Надежда Павловна привлекла в помощь лучших директоров, их заместителей, заведующих роно, и это помогло ей сблизиться с педагогическими коллективами.
В тот год в учебных планах и программах было усилено внимание к осуществлению политехнического обучения, т. е. связи преподавания всех наук с жизнью.
Начали с обобщения имеющегося опыта работы многих учителей. Провели первую научно-практическую конференцию, привлекли институты города, выработали рекомендации.
Много инициативы, оперативности потребовалось для укрепления базы трудового обучения: в школах были созданы слесарные, столярные мастерские, кабинеты по домоводству и другим предметам. Во всех вопросах руководители роно, школ проявляли свою инициативу и творчество, которые поддерживались практической помощью со стороны райисполкомов, горисполкома и партийных органов.
Умелыми организаторами народного образования в Центральном районе были Шестериков Дмитрий Алексеевич, затем - Спасская Александра Васильевна; в Железнодорожном - Павлищев Григорий Васильевич; в Октябрьском - Малюга Любовь Васильевна.
Когда жизнь поставила новые задачи перед народным хозяйством, промышленностью, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, в центральных городах Союза школы установили связь с заводами, комбинатами и фабриками по осуществлению связи трудового обучения с производительным трудом. Старшеклассники практически участвовали в жизни производственного коллектива.
Н.П. Шабанова вместе с группой директоров перенимала опыт школ Москвы, Ленинграда, Ростова-на-Дону, Свердловска, Новосибирска. Она посетила Академию педагогических наук, ознакомилась с научными обоснованиями связи трудового обучения с производительным трудом, заручилась их советами и внесла предложения в исполком горсовета и горком партии и получила одобрение и поддержку.
На заводах Трансмаш. Котельный, Станкостроительный, Моторный, Хлопчатобумажном комбинате, Радиозаводе и Геофизике были созданы учебные участки, закреплены опытные мастера.
Плодотворно работали в этом направлении школы № 25 со Станкостроительным заводом, № 42 - с Аппаратурно-механическим, № 31 - с Моторным заводом, № 105 - со швейной фабрикой № 1 и ВРЗ и другие.
Большое влияние на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся оказало привлечение городских вузов к работе школ: создавались технические кружки, проводились предметные олимпиады, в школах № 25, 27, 42 создавались специализированные классы.
Развивалось и художественное творчество, проводились городские смотры, активно начали создаваться тематические музеи.
Одним из важнейших разделов работы городского и районных отделов образования была работа по осуществлению Закона о всеобщем обязательном обучении детей. Школы имели микрорайоны и обеспечивали в них своевременный охват обучением всех детей школьного возраста. Велся строгий учет. Барнаул ежегодно в крае по этому вопросу занимал первое место в течение многих лет. Решался вопрос об оказании помощи неблагополучным семьям. С этой же целью и были созданы три школы-интерната № 1, 2, 3, в которых воспитывалось 1980 детей.
Для Надежды Павловны было важно, чтобы ни один ребенок, подросток не остался без внимания школы.
Ею оперативно решались вопросы строительства школ и расширения площади существующих. За двадцать лет было построено 39 типовых школьных зданий и два комплекса школ-интернатов № 2 и № 3.
В соответствии с Законом шла реорганизация школы. Если в 1953 году средних школ было 9, то к 1972 их стало 47. Постепенно начальные школы (а их было 16) влились в состав восьмилетних и средних. Работали 16 вечерних (сменных) школ рабочей молодежи. Одновременно развивалась и сеть дошкольных и внешкольных учреждений.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР городским отделом был разработан план организационно-технических мероприятий по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию.
База, в основном, уже была подготовлена.
В 9-х классах продолжали обучение 80% бывших восьмиклассников.
Очень внимательно и бережно относилась Шабанова Н.П. к передовому опыту школ и учителей. По ее инициативе ежегодно проводились слеты учителей, научно-практические конференции по педагогическим проблемам. Развивалось движение наставничества.
С этой целью был создан городской методический кабинет.
Большая работа проводилась по совершенствованию стиля и методов управления школами, отделами народного образования. Она явилась инициатором и организатором группы научной организации труда в учреждениях образования. Все это позволяло улучшать весь учебно-воспитательный процесс, повышать качество переподготовки учителей в связи с переходом школ на новые программы.
Н.П. Шабанова отличалась умением видеть перспективу, оперативно решать все вопросы, добросовестно относиться к делу, быть хорошим организатором. В своей работе она получала поддержку и помощь со стороны исполнительной власти и партийных органов.
За успехи в народном образовании Шабанова Н.П. награждена орденом трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Отечественной войне 1941-45 гг.», Почетными грамотами Министерства просвещения, крайкома КПСС, крайисполкома, ГК КПСС и горисполкома.
В 1971 году ей было присвоено Почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».
С 1951 года неоднократно избиралась депутатом городского Совета народных депутатов, членом ГК КПСС. В 1968 году была делегатом Всесоюзного съезда учителей.
Running Archives