Период работы заведующей ГОРОНО Шабановой Н.П. с 5 марта 1953 года по июль 1973 года отличается не только длительностью, но и значимостью решаемых в то время проблем развития на­родного образования в г. Барнауле.

Педагогическую деятельность она начала учительницей начальных классов в с. Александрово Томской области.

Затем последовали многие годы в школах Алейского района Алтайского края.

В начале 1942 года ее назначили завучем, за­тем - директором средней школы № 1 г. Алейска.

По семейным обстоятельствам семья была переведена в г. Барнаул в 1951 году. В этом же году она начала работать во вновь открывшейся школе №45 учительницей русского языка, затем директором.

5 марта 1953 года сессией городского Совета депутатов трудящихся Н.П. Шабанова была утвер­ждена заведующей городским отделом народного образования.

Город имел три района: Центральный, Железнодорожный и Октябрьский - и три районо.

Надежда Павловна привлекла в помощь лучших директоров, их заместителей, заведующих роно, и это помогло ей сблизиться с педагогическими коллективами.

В тот год в учебных планах и программах было усилено внимание к осуществлению политехни­ческого обучения, т. е. связи преподавания всех наук с жизнью.

Начали с обобщения имеющегося опыта работы многих учителей. Провели первую научно-практическую конференцию, привлекли институты города, выработали рекомендации.

Много инициативы, оперативности потребовалось для укрепления базы трудового обучения: в школах были созданы слесарные, столярные мастерские, кабинеты по домоводству и другим предметам. Во всех вопросах руководители роно, школ проявляли свою инициативу и творчество, кото­рые поддерживались практической помощью со стороны райисполкомов, горисполкома и партийных органов.

Умелыми организаторами народного образования в Центральном районе были Шестериков Дмитрий Алексеевич, затем - Спасская Александра Васильевна; в Железнодорожном - Павлищев Григорий Васильевич; в Октябрьском - Малюга Любовь Васильевна.

Когда жизнь поставила новые задачи перед народным хозяйством, промышленностью, связанные с подготовкой квалифицированных кадров, в цент­ральных городах Союза школы установили связь с заводами, комбинатами и фабриками по осуществ­лению связи трудового обучения с производитель­ным трудом. Старшеклассники практически уча­ствовали в жизни производственного коллектива.

Н.П. Шабанова вместе с группой директоров перенимала опыт школ Москвы, Ленинграда, Ро­стова-на-Дону, Свердловска, Новосибирска. Она посетила Академию педагогических наук, ознакомилась с научными обоснованиями связи трудового обучения с производительным трудом, заручилась их советами и внесла предложения в исполком горсовета и горком партии и получила одобрение и поддержку.

На заводах Трансмаш. Котельный, Станкостроительный, Моторный, Хлопчатобумажном комбинате, Радиозаводе и Геофизике были созданы учебные участки, закреплены опытные мастера.

Плодотворно работали в этом направлении школы № 25 со Станкостроительным заводом, № 42 - с Аппаратурно-механическим, № 31 - с Моторным заводом, № 105 - со швейной фабри­кой № 1 и ВРЗ и другие.

Большое влияние на развитие творческих и индивидуальных способностей учащихся оказало привлечение городских вузов к работе школ: со­здавались технические кружки, проводились предметные олимпиады, в школах № 25, 27, 42 создавались специализированные классы.

Развивалось и художественное творчество, проводились городские смотры, активно начали создаваться тематические музеи.

Одним из важнейших разделов работы городского и районных отделов образования была работа по осуществлению Закона о всеобщем обязательном обучении детей. Школы имели микрорайоны и обеспечивали в них своевременный охват обучением всех детей школьного возраста. Велся строгий учет. Барнаул ежегодно в крае по этому вопросу занимал первое место в течение многих лет. Решался вопрос об оказании помощи небла­гополучным семьям. С этой же целью и были созданы три школы-интерната № 1, 2, 3, в которых воспитывалось 1980 детей.

Для Надежды Павловны было важно, чтобы ни один ребенок, подросток не остался без внимания школы.

Ею оперативно решались вопросы строительства школ и расширения площади существующих. За двадцать лет было построено 39 типовых школьных зданий и два комплекса школ-интерна­тов № 2 и № 3.

В соответствии с Законом шла реорганизация школы. Если в 1953 году средних школ было 9, то к 1972 их стало 47. Постепенно начальные школы (а их было 16) влились в состав восьмилетних и средних. Работали 16 вечерних (сменных) школ рабочей молодежи. Одновременно развивалась и сеть дошкольных и внешкольных учреждений.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР городским отделом был разработан план организационно-технических мероприятий по завершению перехода ко всеоб­щему среднему образованию.

База, в основном, уже была подготовлена.

В 9-х классах продолжали обучение 80% быв­ших восьмиклассников.

Очень внимательно и бережно относилась Шабанова Н.П. к передовому опыту школ и учителей. По ее инициативе ежегодно проводились слеты учителей, научно-практические конференции по педагогическим проблемам. Развивалось движение наставничества.

С этой целью был создан городской методический кабинет.

Большая работа проводилась по совершенствованию стиля и методов управления школами, отделами народного образования. Она явилась инициатором и организатором группы на­учной организации труда в учреждениях образо­вания. Все это позволяло улучшать весь учебно-воспитательный процесс, повышать качество пе­реподготовки учителей в связи с переходом школ на новые программы.

Н.П. Шабанова отличалась умением видеть пер­спективу, оперативно решать все вопросы, добро­совестно относиться к делу, быть хорошим орга­низатором. В своей работе она получала поддер­жку и помощь со стороны исполнительной влас­ти и партийных органов.

За успехи в народном образовании Шабанова Н.П. награждена орденом трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Оте­чественной войне 1941-45 гг.», Почетными гра­мотами Министерства просвещения, крайкома КПСС, крайисполкома, ГК КПСС и гориспол­кома.

В 1971 году ей было присвоено Почетное зва­ние «Заслуженный учитель школы РСФСР».

С 1951 года неоднократно избиралась депута­том городского Совета народных депутатов, чле­ном ГК КПСС. В 1968 году была делегатом Все­союзного съезда учителей.

Running Archives
 
Яндекс.Метрика