10.06.1925 – 05.08.1985

При рассказе о человеке трудно удержатся в рамках «объективности», так как объективность в этом вопросе определяется мерой осведомленности и целями повествования рассказчика. А «независимые свидетельства» на проверку оказываются частными переживаниями наблюдателя. Рассказ о человеке как учителе истории, без сомнения патриоте, занимавшемся этим делом в очень тяжелые для Родины годы, еще более осложняет оценочную шкалу.

Петр Васильевич Чертенков родился в глухом селе Уксунай Тогульского района Алтайского края 10 июня 1925 года. Об устройстве жизни во время детства он не рассказывал практически ничего. Все люди того поколения удивительно скупы в воспоминаниях. Может потому, что они считали, что рассказ о жизненных невзгодах не соответствует понятию о человеческой чести, непомерно унижает человеческое достоинство. Ложь оскорбляет слушателя, а красивого было так мало? Это было время титанов. Судьба выковывала характеры, масштаб которых недалеким сегодняшним наблюдателям просто не осознаваемы.

За многие века сибирское крестьянство получила неограниченный доступ к образованию. Каждый знал, что вся его жизнь зависит только от его таланта, работоспособности и ответственности. Дедушка воспользовался этой возможностью сполна. Возможность создать условия для получения образования другим была для него главной религией и идеологией. Делом, которому он посвятил всю свою жизнь. Именно через доступность образования был сделан рывок индустриализации. Промышленность России и победа в Великой войне были бы невозможны, если бы простые крестьянские Петьки, Ваньки, Митьки не стали бы талантливыми инженерами, гениальными конструкторами, военными, строителями. Народные таланты, через образование получившие путевку в будущее сохранившие крестьянскую созидательность, стремление к приумножению, к улучшению жизни, к справедливости именно они стали становым хребтом Русского народа.

Когда началась война, дедушке было 16 лет. Он говорил, чтобы взяли на войну, а у них высшим мальчишеским шиком было стать танкистом. Он отработал два оставшихся года комбайнером, чтобы попасть в танковое училище. Так как он окончил среднюю школу без троек, военкомат мог послать его на фронт только офицером. Рядовым, человека образованного послать не могли. Проучившись в 8-ой специальной артиллерийской школе 2 года (1942-1943г.г.), дедушка проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР (с 10 августа 1943 года по 15 июня 1946). Военную присягу принял 25 августа 1943 года. С августа 1943 года по август 1944 был курсантом училища автотракторных техников артиллерии. Прошел ускоренный курс по специальности автотехника. С августа 1944 года по июнь 1946 года был автомехаником, служил во 2 Белорусском фронте.

Он, как и многие другие прошедшие по землям Германии победителем был ошеломлен, я думаю уровнем жизни побежденных. Но это не рождало в нем ненависть или зависть, это вызывало уважение. Уважение к труду. Воины Советской Армии не были вандалами потому, что парни знали цену труду. И стремление обустроить свою страну, накормить и учить детей для всех стало делом достойным Человека. С войны и фронтовое братство и сознания причастности всех к единому справедливому делу – защите Родины от захватчиков, от нищеты, от голода, от беспризорности, от неграмотности. Самым большим ударом для дедушки было бы уровень бездомных детей и воспитанников детских домов в наше время. После войны, когда родители многих были убиты, погибли от голода в тылу, отправляя хлеб на фронт, проблема с беспризорными была решена за 2-3 года. А в Сибирских краях ее вообще не существовало, детей воспитывали односельчане. Как можно так бездарно утратить человечность, заменив идею созидания иллюзией зарабатывания. Он бы сказал - когда у людей нет дела, они творят «делишки».

Он говорил о времени и очень редко о себе. «Слова – это пыль, о человеке говорят его дела. Будьте достойны своих родителей».

С 1955 года по 1957 закончил Барнаульский государственный педагогический институт и ему была присвоена квалификация и звание учитель истории и конституции СССР средней школы. Окончив институт, дедушка проработал рядовым учителем истории всего 6 месяцев.

Мой дедушка, умный и талантливый человек, делом своей жизни избрал не легкий труд – учить детей и учителей. И где бы ему ни приходилось работать, его всегда отличали воля, высокая требовательность к себе и к окружающим, спокойное и ровное отношение к ученикам и коллегам, проницательность.

О многом могут рассказать его годы работы в школе № 71, №80, №102, в школе города Сосновоборска, годы работы в Новосибирске, Кемеровской области, о чистой радости труда, о днях полных сомнений, тревог и счастья.

Такая быстрая смена места работы объясняется тем, что его просили строить новые школы и создавать профессиональные педагогические коллективы.

В 1973 году при строительстве школы №80 встретились мои дедушка и бабушка. В 1974 году родился мой папа.

После появления семьи дедушка продолжал усердно работать.

Последним местом работы была школа №102.

Air Jordan 1 Mid Bred Gym Red/Black-White For Sale
 
Яндекс.Метрика